Jump to content

2.5. Статията „В стране роз. в гостях у великаго Учителя” / Ел. Кидалова. - В: Братство, Севлиево. Г. 10, бр. 212, 3.04.1938, с. 3, 4.


Recommended Posts

2.5. СТАТИЯТА

„В СТРАНЕ РОЗ. В ГОСТЯХ У ВЕЛИКАГО УЧИТЕЛЯ”

ОТ ЕЛ. КИДАЛОВА

В СТРАНЕ РОЗ. - В ГОСТЯХ У ВЕЛИКАГО УЧИТЕЛЯ

Братство, Севлиево. Г. 10, бр. 212, 3.04.1938, с. 1.

Учитель Донов! Это имя точно непередаваемо на руском язнке [1]

Уже многие слышали о прекрасном, величественом человеке, который около 30 лет учит в Болгарии людей братству и зовет их к светлому идеалу любви.

В наш век, когда так тяжело жить на свете, когда погибает все, что мы любили нашим маленьким несовершенным сердцем и к чему привыкли, как отрадно звучат слова Учителя, дающие нам новые методы и пути жизни, осушающие наши слезы и поднимающие нас на невообразимую высоту, возвращая нам потерянные ценности, но уже в новом виде отшлифованными как алмаз и горящими всеми драгоценными огнями Духа. Два года тому назад я познакомилась с этим прекраеным, духовным учением, обясняющим в мистическом освещении великие Божественые истини, и с тех пор видеть Учителя Донова, говорить с Ним, стало моей мечтой. это мечта исполнилась в этом году. Здесь я хочу поделиться тем, что я видела и лично пережила в Братстве Учителя. Прежде всего, я хочу сказать, что оно вовсе не какая либо секта, как некторые думают. это свободная школа изучения законов природы и приспособления своей жизни и новым требованиям Духа. „Жить согласно законам природы, жить в гармонии с Божественными законами" таков идеал учеников Учителя Донова.

„Изгрев”, так называется их поселение, что по болгарски значит „Восход”, находится в нескольких километрах от Софии, на холме, сразу же за городским парком Борисова градина. Это ряд маленьких, деревянных домиков, чистых и необнкновенно привлекательных, как снаружи, таки и внутри. Возле каждаго домика сад с фруктовыми деревьями. Ученики Братства очень любят природу. Согласно учению Учителя, для того, чтобы бить вполне физически и душевно здровым, недостаточно совершать прогулки на лоно природи, но надо постоянно находиться с ней в прямом и непосредственном контакте. И поэтому его ученики устроили свою жизнь так, чтобы иметь возможность всегда общаться с природой и в их поселении в изобилни имеется чистый воздух, свет и свежа ключевая вода. Весь Изгрев похож на прекрасный сад, откуда открывается далекий вид на горы с вершиной Витош во главе. В центре поселения живет сам Учитель в белом доме, рядом с которым находится большое здание, где три раза в неделю бывают лекции. По средам и пятницам лекции только для учеников, по воскресеньям они открыты для веех и на них из Софии приходит много народа специально слушать Учителя.

Учитель, редкой красоти человек, с длинным белым волосами, в которых однако много черных нитей. Ему больше 70 лет, но тем не менее, взглянув на него, можно удивляться насколько он душевно и физически свеж. В его блестящих глазах сверкают ум и доброта. Во веех своих движениях Учитель мягок и гармоничен. Его слова, это музика, а его прекраеные, белые, маленькие руки, с тонкими пальцами, изящны и показнвают благородную природу. это руки музиканта, артиста, руки гения. И в действительности, Учитель прекраеный музикант. Он гений. Он играет на скрыпке и сочинил много музыкальных произведений, которые исполняются его учениками во время концертов в Изгреве и во время общих обедов. Меня до последней степени удивляли разнообразные и многочисленные способности Учителя. Прекраеный проповедник, блестящий оратор, глубокий мыслитель философ и в тоже время музыкант и спортсмен, т.к. Учитель не только говорит, но свое учение тотчас прилагает в жизни и лично водит своих учеников и последователей далеко в горы, показнвая при этом необикновенную стойкость и выносливость. Если кто-либо и не верит в его идеи, но когда все это увидит сам, увидит результаты его учения, должен поверить, что слова Учителя великая истина. Кроме того, изобилие его лекций и печатных и литографированных, оригинальных и непохожих не на что другое, дают понятие о его глубоком уме, о редком таланте и великой мудрости. Часто я останавливалась, пораженная, перед этим грандиозным материалом и думала: „Как может все это дать один человек!” Во время моего посещения Учителя, я присутствовала на его лекции в воскресенье. Большой зал был настолько полон народом, что не осталось не едного свободнаго места. Среди его слушателей было много мужчин и женщин, не принадлежащих к Учению, но пришледших из Софии, на эту лекцию. Учитель говорит очень тихо и я, к сожалению всего не поняла, но для меня было большим удоволствием на него смотреть и видеть как оживляется его и без того живое и прекрасное лицо и какая на нем блистает мягкость, гармония и доброта. Оно жило каждой своей чертой, оно говорило душе и его речь была естественна и свободна, как будто бы это и не лекция, но дружеский разговор отца со своими детьми. По середине залы, за столом, возле стола Учителя, сидело несколько стенографов, которые записывали каждое его слово. Потом эти лекции печатаются и посылаются в разные города и села Болгарии, а также переводятся на иностранные языки (на французкий, немецкий, английский, есперанто, руский, сербский, латышский, польский) и посылаются за границу. Кроме того, Братство издает журнал „Житно зърно” и еженедельную газету „Братство”.

Одна вещь кажется очень странной людям недостаточно знакомум с этим Учением. Это утренняя гимнастика, называемая в круги Учителя „Панзвритмия”, что значит „Высший ритм"[2]

Она связана с музыкой и с действием утренных солнечных лучей на нервную и физическую структуру человеческаго организма, поэтому некоторые ее считают культому, „поклонением солнцу”, как бы чем-то языческим и странным. Между тем, это не так. Братство издало книгу бесед Учителя „В царството на живата природа", в которой обясняется какое действие и в какое время дня оказнвают солнечные лучи на человеческий организм и каким образом человек может войти и связь с природой, с ея живыми силами и быть всегда здровым. Таким образом, это уже медицинская, научная вещь и она зиждется на реальном основании. Я там видела одного молодого человека, который одно время был нервно болен и только благодаря вступлению в Братство и постоянному участвованию в этой гимнастика, в течении нескольких месяцев вполне исцелился от своей болезни и стал способным к жизни. На большой поляне, поросшей мягкой травой, с дивно благоухающими вокруг плодовими деревьями, ученики и ученици становятся в круг. Это двойной круг, т.к. участвующие парами вступают в него, причем мужчины и женщины не смешаны, а нахдятся отдельно и составляют две части круга - мужскую и женскую. В середине помещается оркестр из добровольных музыкантов-учеников, играющих на разных инструментах. Музыку для Паневритмии дал сам Учитель, а текст песен, которне при этом поются, сочинила болгарская поэтесса, ученица Учителя. Величественная картина, когда этот круг, в котором иногда бывает несколько сот участвующих, начинает двигаться в такт необнкновенной музыки. Одно из най более крупных дел Учителя, вместе со всеми его лекциями и результатами, которне они дали, это музика и гимнастика Паневритмии. Нет словописать красоту этихдвижений, вполне гармонирующих с музнкой, но они мне показались похожими на полет или на плаванье, что символически означает отделение от земли и стремление к поднятию в зфирнне высоти. Мне бросилось в глаза, что эти движения комбинировани таким образом, чтобы все тело принимало в них участие, а не только одна его часть. Во время гимнастики Учитель находится в кругу, двигается вместе с ними руковидит движениями, выполняя их сам и подает знак началу новаго движения.

Три вещи совершенно отсуствуют в Изгреве, а именно алкоголь, табак и мясо. Жители этого посселения все вегетарьянцы. Они едят овощи, фрукты, молочные продукты. Учитель учит, что мясо вредно действует на организм человека и быстро его старит. Помимо того, что убыйство животных свирепая и негуманная вещь, но мясо создает предрасположение к разним болезням и вовсе не является естественной пищей. Также вредно действуют алкоголь и табак. Поэтому учиники не употребляют спиртных напитков и не курят. Кроме того, Учитель учит какую пищу надо употреблять как наиболее полезную в каких комбинациях и при помощи режима пытания, а также водой, воздухом, солнечными лучами и силой мисли лечит все болезни. Я присутвувала на общем обеде в Изгреве. За длиным столом собрались ученики и ученици, старые, молодые, дети. Перед каждым была чыстая тарелка, ложка, вилка, нож и салфетка. Дежурные ученицы, добровольно в этот день работающие на кухне, клали в тарелки вкусное кушанье, приготовленое из овощей в помидоровом соусе. Они это делали с такой любезной и милой улибкой, так заботились о том, чтобы каждий во время получил свою порцию и не остался голодным, что человек себя чувствовал как в своей семье, где каждый имеет одинаковие права и все ценятся друг другом. За этот обед платится минимальная сума 5 лев, что на наши деньги выходит 2 и 1/2 динара. На собранную сумму готовится обед на другой день. Деньги никто не требует, каждый их дает добровольно. Кто не имеет, тот не платит и у него их не спрашивают. Однако, солидарность и дисциплина, господствующие в среде учеников, исключают всякое злоупотребление и нет таких, которые бы имели и не хотели платить Учитель сидит по середине стола, окруженный учениками. Каждый имеет право сесть возле него.

В теплое время года обед обыкновенно происходит на воздухе под лучами солнца и в первый день я с трудом выносила его лучи, сверкающие на белоснежной скатерти и салфетках. Однако, я заметила, что ученики Учителя не тяготятся этим и в то время как я буквально таяла и изнывала от жары они все были веселы и чувствовали себя прекрасно. Учитель заметил мое состояние и, обратив к мне свой прекрасный, мягкий взор, ласково спросил: „Что, жарко?”. „Жарко”, ответила я смущенно и все засмеялись. „Это солнечное крещение”, сказал он. Впрочем, скоро я не тяготилась этими лучами. Обед на солнце имеет то преимущество, что солнечный свет очищает пищу и полезно на нее действует, давая ей энергию, воспринимаемую организмом. Нуждно привыкнуть к солнцу для того, чтобы его полюбить и не бояться. Солнечная энергия разлагает все нечистое, а наоборот все чистое укрепляет и оздоравливает. Кто ведет правильный образ жизни и пытается вегетарянской пищей, тому нужно только получить солнечную прививку и он не будет страдать от солнца. После обеда никто не встает сразу, но все поют красивые духовные песни, данные Учителем, под аккомпанимент музыкальных инструментов. Кончается обед в прекрасном настроеннии после той-же краткой молитвы которая читаталась и вначале.

Все эти замечательные вещи, виденые мною в школе Учителя, не были бы возможны, если бы его ученики и последователи не обладали высоким сознанием ценности каждой отдельной личности в обществе и не имели бы любви и дружбы друг к други. Действительно, это факт удивляет каждаго нового человека, попавшего в их среду и в первый момент кажется невозможным.

Это опять великое дело Учителя. Он не только философ, писатель, оратор, музыкант, непересыхающий источник из котораго вытекает все новая и новая живая вода, в виде его Слова, но еще и прекрасный реформатор людей. Блестящий знаток человеческой души, проницателный дух, он нашел способ и возможность всех этих различних мужчин и женщин соединитю вместе, в большую семью. Поистине, он был прав, когда сказал, что никакие внешные социальные реформы невозмжны, пока человек прежде не произведет реформы в своей собственной душе. На этом основано Учение Учителя. Оно не только философия, но практическая система, школа опита, в которой созидается новый человеческий дух и новый человеческий характер. Любовь - основа всего. Эти слова сказал Христос, но они до сих пор не приложени. Любовь - это грамадное, широкое понятие, обнимающее собой все вещи и все возможности прогресса и эволюции.

Ел. Кидалова - Белград

---------------------------------------------------

[1] Учитель Донов в действительности зовется „Дънов", букви „ъ” нет в руском языке

[2] Буквально: „Пан ев /или еу/ ритм" означает Всеобщий космический ритм". Ето великая всемирная гармония движения. Вся жизнь - паневритмия. См. „Паневритмия". Б. Боева. Житно зърно, кн. 2-3, 1935 и кн. 7-8, 1937.

Адрес на коментара
Сподели в други сайтове

Създайте нов акаунт или се впишете, за да коментирате

За да коментирате, трябва да имате регистрация

Създайте акаунт

Присъединете се към нашата общност. Регистрацията става бързо!

Регистрация на нов акаунт

Вход

Имате акаунт? Впишете се оттук.

Вписване
×
×
  • Създай нов...