Liudmila Публикувано 6 Септември, 2024 Сподели Публикувано 6 Септември, 2024 МОЛИТВА. NB 04.07.1915, Sofia Сегодня утром я буду говорить о молитве. С чисто философской и научной стороны существует много споров о молитве; в церкви также ведутся споры о том, как следует молиться. Религиозные люди спорят о форме и манере - должны ли мы молиться стоя или на коленях; люди науки рассматривают вопрос о том, нужна ли молитва, то есть является ли молитва чем-то нормальным в жизни человека или чем-то ненормальным. Я должен объяснить вам этот вопрос с религиозной точки зрения: молитва - это действие души, это душевное состояние (выражаюсь так, потому что у нас нет лучшего слова), стремление, которое обусловливает человеческую речь. Ведь для того, чтобы выразить молитву, нужна определенная форма, следовательно, речь создана для того, чтобы человек мог молиться. Теперь я возьму слово «молитва» в широком смысле, чтобы понять, что это такое. Есть четыре вида молитвы: во-первых, молитва может быть чисто физической; во-вторых, молитва может исходить из сердца; в-третьих, молитва может быть просто формой ума; в-четвертых, молитва может быть стремлением души, действием Духа. Следовательно, все зависит от того, о чем вы молитесь. Например, когда имеется нужда в вас, молитва возникает из стремления вашего тела, то есть ваше тело молится по отношению к телу; такая связь существует, когда тело человека болеет - происходит пробуждение и стремление к изречению. С точки зрения эмбриологии, когда ребенок зарождается в материнской утробе, его органы начинают формироваться. Сначала ребенок не двигается; сначала формируются его конечности - сначала руки, затем ноги; позже формируется кишечник, затем мозг и, наконец, легкие; затем ребенок начинает совершать движения и показывает, что ему необходимо высшее действие. Человеческая душа тоже переживает подобное состояние - она пробуждается, рождается. Человек может быть очень образованным, может быть очень сильным, но когда приходит время «рождаться», он чувствует слабость и нужду - он чувствует потребность в Боге. Следовательно, молитва - это знак того, что душе нужно войти в духовный мир, нужно оказаться в руках Божества - это и есть молитва. Так молитва возникает из самосознания и вместе с Духом удерживает сознание человека. Долгое время человеческая душа вынуждена молиться, чтобы достичь этого Божественного источника; поэтому, чтобы душа стала чистой, нужно молиться. Вы спросите, почему? Как дыхательная система необходима человеку, чтобы дышать и создавать необходимую энергию, так и молитва необходима для питания нашего душевного тела. Поэтому молитва имеет силу в той мере, в какой человек молится осознанно. Существует множество ошибочных представлений о молитве, порожденных нашим превратным пониманием, и поэтому мы часто беспокоим Бога по пустякам. Как дети брыкаются, когда хотят получить что-то от матери, так и мы ведем себя по отношению к Богу. Когда душа рождается и пока живет на земле, Бог не записывает наши грехи, но как только она входит в Дух, человек должен молиться - душа не может ни о чем просить. Когда приходят благословения, человеку нужно иметь чистое сердце и сильный ум. Следовательно, не нужно ставить вопрос о том, даст ли нам Бог пищу и знания - как только мы научимся молиться, Бог готов дать нам все, что мы захотим, Он не откажет нам ни в одном благе. Тех, кто начинает молиться, часто терзает вопрос, послушает ли их Бог. Для того чтобы он вас послушал, вы должны быть девятимесячным ребенком; если вы большой ребенок, Бог не обратит на вас внимания. И поэтому молитва не для всех людей; есть люди, которые просыпаются преждевременно и получают повреждения. Некоторые люди говорят: «Давайте разбудим этого человека»; хорошо, но он будет поврежден - почему? Потому что он попадает в атмосферу сношения с определенными элементами, которые не может выдержать. Ученые по опыту знают это и никогда не задают детям непосильных задач. У вас не должно появляться желание стать крылатыми существами, а должны быть отношения с Богом. Ты должен быть в отношениях с матерью, чтобы она давала тебе пищу; после ты постепенно выйдешь из материнских объятий, а когда вырастешь, она познакомит тебя с миром. Все, кто становятся христианами, спрашивают, не опоздали ли они; вы опоздали, если мама ваша родила вас, но если вы еще не родились, подождите, не нужно вам бегать за людьми - каждому свое время. В Библии мы находим множество примеров молитв. Когда вы читаете псалмы, там есть разные молитвы: молитва о грехах, молитва о помощи, хвалебные молитвы. Есть пример в псалме 51, есть другой пример в шестой главе Даниила, когда он молится и исповедует свои грехи; есть пример у Авраама, есть пример у всех пророков, которые молились. Но теперь давайте перейдем к пониманию молитвы, ведь пророки и Давид очень хорошо понимали, как нужно молиться. Прежде всего, молитва требует полного упования и доверия Богу. Ум не должен быть рассеян; Бог, предвидя наши трудности в этом мире, создал для нас страдания, чтобы мы могли концентрировать наши мысли в себе. Ведь когда душа приходит в этот мир, ей грозит опасность быть поглощенной различными впечатлениями, поэтому появляются страдания различными путями, чтобы мы могли вернуться к Богу. Молитва - это сила в Жизни, человек не может развиваться без молитвы. Христос рекомендует тайную молитву: «Когда молишься, будь один!» Некоторые говорят: «Давайте соберем несколько душ»; польза двух или трех душ - это другое дело, но молитва, служащая развитию души, должна быть всегда в одиночестве - соединиться с Богом - с образом всей Любви, Добродетели, Чистоты, Интеллигентности. Он - единственное Существо, которое знает нужды вашей души и поступает так деликатно, так нежно, как никто другой. И именно поэтому все, кто просыпаются раньше, повреждены. Обратитесь к Богу, обратитесь к Христу; Христос - это Бог, Его отношение к нам - отеческое. И когда вы таким образом постигнете Христа внутри себя, вы почувствуете Мир, Радость, которые ободрят ваши трудности. Ведь когда вы войдете в духовный мир, вы будете иметь такие же трудности, с какими сталкивается ребенок, когда рождается в этот мир. Когда все ваши враги соберутся, чтобы помешать вашему развитию, - это опыт святых, добрых людей, всех, кто начинает молиться, и поэтому каждый, кто входит в Духовный мир, должен начинать с Бога. И когда не встаешь на этот путь, возникает Божье напряжение. Держись за Бога, верь в себя, люби Его, люби Его всем сердцем - какие бы препятствия ни мешали, за Него держись! Как ребенок говорит «мама!», так и мы, когда обращаемся к Богу по имени, под которым Его знаем, Он всегда отвечает - это закон всякого развития. Могут появиться люди и сказать вам, что это так или иначе, указывать вам на различные учения; те из вас, у кого много времени, могут попробовать все учения, а те, у кого мало времени, пусть обернутся к Богу. В глубине держи душу для Бога, верь, что Он перед тобой, верь, что Он обнимает тебя Своими силами, Своими руками. Сейчас у философов есть определенные взгляды на Бога, и, конечно, в умственном отношении они правы. Когда мы говорим о Боге, все зависит от того, как мы смотрим на этот вопрос: когда мы рассматриваем Бога по отношению к молитве, мы имеем в виду слова Писания: «Призовите Его в скорбный день»; в другом месте говорится - отбросьте грехи ваши. Если вы идете к Богу с тайными грехами, вы не рождены; прежде всего, нужно исповедаться перед Богом, и если Он вам скажет исповедаться и братьям, только тогда вы сделаете это перед теми, кого вы обидели. Это исповедь перед людьми - таков путь каждого, кто хочет стать христианином. Теперь перед вами встает вопрос, как найти подходящего духовника: найдите сначала души, живущие на Небе, то есть когда найдете Бога, вы пойдете к духам и там исповедуете свои грехи; и тогда их Ангелы дадут вам исповедаться, если нужно, и перед физическим миром. Только в этом процессе развитие протекает нормально и правильно. Когда мы таким образом соединяемся с Богом и находимся в согласии со всеми праведными душами, в наших действиях не будет никаких препятствий; если вы полюбили какую-то душу, эта мысль передается духам. Никто не может обрести богатство, настоящее Знание и настоящую Добродетель, если не исповедует свои грехи в молитве. Вы скажете: «Если мы станем немного сильнее, мы переборем Бога», - я говорю вам по опыту всех прошлых и всех нынешних поколений. Молитва - это то, что сообразно нашей жизни, и чем более человек высокоразвит, тем он вступает в большее общение с Богом. Молитва - это разговор с Богом, при котором мы начинаем влиять на мир. В молитвенном состоянии не должно быть никакого раздражения, никакой обиды - все это нужно отбросить. И когда входите в тайную свою комнату, необходимо чувствовать, что вы в отношении с Ангелами. Вот почему Христос говорит: «Бог изгладит ваши отношения с людьми». И как только Он вас благословит, придет и материальное благословение. Когда дыхание становится правильным, тело здорово, но если дыхательная система не развита должным образом, то дыхание неправильное и дети нездоровы. Тот же закон применим и к вашим душам: есть много больных душ, потому что их развитие шло неправильно. И как в этом мире нам необходимо улучшать дыхание искусственными методами, так и в мире душ нужно творить молитву - этот закон верен. И так же в отношении нашего сердца чувства должны протекать беспрепятственно по тому же закону, и как только мы начинаем делать усилия к тому, чтобы любить и думать, это показывает, что в нашей душе есть определенное отклонение. Теперь я расскажу вам о силе молитвы. Христос в одном месте намекает и говорит, что злые духи не выходят иначе, как через пост и молитву. И заметьте, что когда представители еврейского народа молились, они всегда побеждали; то же самое можно сказать и о египетском народе: пока египтяне молились, они имели прекрасную культуру, которая сохранялась тысячелетиями, но когда пришел грубый материализм, сразу же пришли все несчастия на Египет. Это верно и в отношение современных народов; проследите и увидите, что разрушение страны наступает, когда люди перестают молиться. И в наше время стали появляться смуты в семье, в обществе, но говорю: единственная причина в том, что мы или прекратили общение с Богом, или перестали исполнять Божью волю. Говорят, что англичане выиграли битву при Ватерлоо, потому что пошел дождь и артиллерия Наполеона не могла действовать; так ли это - те из вас, кто хотят, могут проверить историю… Существует множество примеров силы молитвы. В 1899 году, во время великого голода в России, о котором писал и Толстой, одна семья, жившая далеко от города, осталась без еды три-четыре дня. Тогда один из детей начал молиться и сказал родителям: «Скоро у нас будет еда, но когда будет, я уйду». Случилось так, что один петербуржец заблудился в окрестности, искал, где бы приютиться, и пришел в тот дом, где нашел голодающую четыре дня семью. Он дает им еду и деньги, чтобы помочь им и на будущее, но вскоре, как было предсказано, ребенок покинул этот мир… Я также приведу вам пример доктора Тайлера, проповедника в Китае. Тридцать или сорок лет назад, когда он решил поехать в Китай проповедовать, он посчитал, что ему нужно двадцать или тридцать тысяч левов; когда друзья его услышали об этом, они сказали, что одна из его досок сдвинулась, но доктор Тайлер начал молиться и приобрел двадцать тысяч левов. Он был единственным миссионером, который поддерживал себя молитвами, и около 1870 года он поддерживал шестьсот тысяч проповедников. Но внезапно его вера поколебалась, сила его молитвы уменьшилась, и получилось так, что его подопечным тоже пришлось молиться Богу. И что же из этого вышло? Некий богатый американский торговец, переехавший в Австралию, дал себе внутреннее обещание, что если он выиграет такую-то и такую-то сумму, то отдаст такие-то и такие-то деньги на дела Божьи; дела его уладились, он встретился с доктором Тайлером и дал ему деньги, чтобы тот распорядился ими по своему усмотрению… Но вы всегда должны иметь нужду в том, о чем молитесь: если вы молите Бога об избытке, Он никогда не даст вам его; вы можете молиться, и Бог может слушать вас, но если вы просите о чем-то излишнем для вас, Он не даст вам. Молитесь за болгарский народ - когда всем болгарам будет хорошо, то и ваши дела пойдут хорошо. В правильном смысле мы должны молиться за всех, и когда Бог благословит всех, тогда Он даст. Сейчас мы молимся: «Боже, дай мне одну копейку!» - нет, просим двести тысяч копеек, а потом берем одну; или молимся так: «Боже, дай мне немного!» - и Бог говорит: «Пойди к некому человеку, и он даст тебе". Думаете ли вы молиться о буханке хлеба - у Бога всегда нужно просить то, что люди не могут нам дать; поэтому, не довольствуйтесь грошами, а просите у Бога великой работы. Сейчас многие спрашивают, почему наши священники не молятся. Принудительной молитва быть не может; молитесь вы, обращайтесь к Богу за них. Мы говорим, что они такие-то и такие-то; нет, молитесь тайно за них. В коллективной молитве спасение - почему именно в коллективной молитве? Представьте, что вы военачальник и у вас армия в сто тысяч человек; допустим, что вы подвергаетесь сильным холодам и вашим солдатам грозит опасность умереть; спрашиваю вас, что значит множество ваших солдат, когда каждый из них замерзнет. По тому же закону мы по отдельности погибаем, но когда молимся вместе, люди становятся одной могучей силой. Следовательно, чтобы могли воспринимать все сердца, путь спасения лежит через молитву. Итак, в тех условиях, в которых мы живем сегодня, молитва необходима: ее силой вы восстановите свои дома, своих детей, великие дела совершите. Христос говорит: «О чем ни попросите во имя Мое, дано будет вам, и если двое или трое попросят, дано будет вам». Что мы должны делать в этот важный момент нашей жизни, нашего развития, как мы сможем исполнить свой долг в этом беспорядке, который наступил в мире? Все должны вступить в общение с Богом и призвать Его - единственное избавление находится там. И пророки говорят: «Когда вы Меня ищете, вы найдете Меня»; когда в молитве мы ищем Бога, чтобы Он проявился в нас, и мы проявимся в Нем, наше избавление придет. Некоторые говорят, что они имели долги: долги - это общество злых духов, которые развращают сердца наши, развращают души наши. Итак, общение с Богом должно быть личным. Если вы не вступите на этот путь, вас постигнет множество несчастий; тот, кто встал на этот путь, развивается правильно, но тот, кто не постиг эту Жизнь, будет иметь множество переломов. Потому что развитие личности отражается на обществе и на церкви, то есть то, каково стремление и направление этой личности, таково и стремление всех людей. Приведу вам пример молитвы из болгарской жизни, взятый из нынешней войны между греками и болгарами. Один болгарский солдат, учитель по профессии, после отступления из города Салоники отстал на вражеской территории и долго прятался в пещере (этот пример мне рассказал господин доктор Дуков); когда солдат проголодался, он начал молиться и заметил, что черепаха несет кусок хлеба, подошла к нему, оставила его и пошла обратно. В ту войну многие болгары уверовали, потому что на собственном опыте убедились, что Бог есть. И вы, кто здесь сегодня утром, если умеете просить, Бог вам поможет. Кто-то говорит: «Помолись за меня!»; я говорю вам: иди к Богу, молись Ему, не ищи никого; если Бог не послушает тебя, тогда можешь искать других людей. И здесь кроется великий камень преткновения. Когда этот болгарин молился, Бог помог ему, а вы - эта черепаха. Если вы обратитесь к Богу, Он глубоко поймет нужду вашей души и вам ответит. И когда приходим к такой жизни, мы должны забыть о наших отношениях на земле и считать себя сынами Божьими. Когда мы примем Божье благословение, тогда мы будем служить на земле, будь то среди болгар, или среди греков, или среди любого племени, то есть мы войдем в данный народ, когда будем служить Богу. У каждого народа свое призвание, у каждого народа своя миссия; когда-то были египтяне, римляне, греки, англичане, немцы, американцы, а теперь пришли славяне. Все народы должны служить Богу, и перед Ним они все стоят как один человек. И когда мы обретем эту молитву, тогда придет новая философия и новая наука прояснит смысл вещей, тогда Природа поймет наш язык. Первоначально, до грехопадения, когда человек проходил мимо дерева, на котором были плоды, оно само наклонялось в его сторону; теперь же деревья не только не наклоняются к людям, но и поднимают свои ветви вверх. Когда мы придем к такому состоянию, то увидим, что эти животные, которые, как мы думаем, ничего не понимают, - умны. Проведите эксперимент со своей собакой: например, иногда вы приходите недовольный, и собака идет к вам, а иногда вы возвращаетесь сердитым, и собака виляет хвостом, потому что понимает ваше состояние. Вот почему Христос говорит: «Ищите всегда вашего Бога и правды Его» - тогда будете иметь это Знание. Я знаю, многие из вас имеют трудности; лица многих показывают, что вы неспокойны, что имеете какую-то нужду, что все вы имеете шип - и индивиды, и семьи, и общество имеют шип, и мы задаемся вопросом, что делать с этими шипами. Нужно идти к Богу - Он их вытащит; мы должны вернуться к нашему Отцу, который может нас любить. И тогда наши лица засияют, наши умы пробудятся, сердца наши станут радостными. Итак, обернитесь к Богу. Попытайтесь, когда вы молитесь, почувствовать, что Бог присутствует в душе вашей. И когда Бог присутствует, Он вам даст и внешнее доказательство, потому что, когда Он приходит к нам, Он принесет благословение. Иван Кронштадтский поначалу не был очень умен, но однажды он молился так искренне, что жизнь его изменилась, и тогда он стал Иоанном Кронштадтским. Когда Толстой стал Толстым? Когда мыслил о самоубийстве и создал свою исповедь; тогда он молился: «Боже, избавь меня от этого зла!» Так же происходит и с вами. Обернитесь к Богу, соединитесь с Ним, посвятите себя Ему, и Он вас научит. Вы узнаете, что все люди, которые приносят добро, тайно молятся. И Гладстон был человеком молитвы. Все великие люди древности тайно молились, а мы, современные люди, стоим в безводном месте и жалуемся, что мы бедны. Вернитесь к вашему Богу, потому что Он зовет вас, Он хочет благословить вас; Он говорит сейчас всем: «Пусть вернутся мои дети !» И поэтому сейчас в мире такой шум - дети начали собираться вместе, наши души начинают собираться вместе, и мы собираемся поладить. Тогда заговорит язык Отца; и когда Он заговорит, мы увидим, что природа извне начнет говорить. Когда сейчас встречаем человека, мы думаем, что он думает о нас, и пугаемся. Давайте обернемся к Богу. Я скажу вам одну вещь: во многих разговорах Истина не говорится. Если в десяти словах я бы я мог рассказать вам все, для меня это было бы очень хорошо, но сейчас мне приходится применять тысячи лишних слов. Излишние слова - это растирание: когда видят, что человек болен, делают ему растирки. А Христос говорит: «Когда молитесь, войдите в тайную комнату, и Бог даст вам явно» - насколько совершенные слова есть! И поэтому люди, которые соединяются с Богом, являются благословением для народа; в этом смысле я желал бы, чтобы болгары так молились - и только так этот народ может подняться. Придет время, когда люди поймут. А сейчас вы должны, как тот болгарин в пещере, обратиться к Богу с мольбой принести вам живой хлеб свыше. Однажды, когда Илия молился, Бог послал ему ворона, а тому болгарину послал черепаху - это показывает, что Бог заботится о нас. Имейте такую веру, молитесь, чтобы прекратились все распри, любые недоразумения. Молитесь, чтобы нас просветил Бог, чтобы стать служителями этого народа для его блага, чтобы смогли все люди найти это благо. Такова моя речь этим утром, и думаю, что не поймете меня превратно, потому что я говорю закон: всегда молитесь. Молитесь в одиночку, и Бог благословит вас. Воскресная беседа 04.07.1915, София /перевод беседы на русский с болгарского языка/ Адрес на коментара Сподели в други сайтове More sharing options...
Recommended Posts
Създайте нов акаунт или се впишете, за да коментирате
За да коментирате, трябва да имате регистрация
Създайте акаунт
Присъединете се към нашата общност. Регистрацията става бързо!
Регистрация на нов акаунтВход
Имате акаунт? Впишете се оттук.
Вписване